Если б камни могли говорить: интервью с режиссером фильма «В списках не значился» Сергеем Коротаевым

К 80-летию Победы на киноэкраны вышла лента «В списках не значился» по одноименной повести Бориса Васильева. Картина также стала фильмом открытия 47-го ММКФ.

Если б камни могли говорить: интервью с режиссером фильма «В списках не значился» Сергеем Коротаевым

© Вечерняя Москва

По сюжету, молодой лейтенант Николай Плужников (актер Владислав Миллер) прибывает для несения службы в Брестскую крепость 21 июня 1941 года. Этот его первый бой продлится 10 месяцев…

«ВМ» побеседовала с режиссером фильма Сергеем Коротаевым и узнала подробности съемочного процесса.

Сергей, при подготовке к съемкам ленты «В списках не значился» по повести Бориса Васильева вы с актерами ездили в Брестскую крепость. Можете описать, какие ощущения там испытываешь, о чем думаешь?

— Да, мы посетили и музей, и саму Брестскую крепость, ее сохранившиеся капониры (оборонительные сооружения. — «ВМ»). Я всем советую там побывать. В тех местах особая атмосфера. Она пропитана, с одной стороны, болью, а с другой — гордостью за то, что наши воины совершили тот героический подвиг. Стены капониров увешаны мемориальными досками, средний возраст защитников — 20–21 год. Войну встретили совсем молодые ребята, которые смогли задержать фашистов, чем, по сути, сорвали запланированный врагом блицкриг (стратегия молниеносной войны. — «ВМ»).

Где велись съемки?

— Было два основных блока. Первый мы снимали в Беларуси — в Минске и Бресте, на руинах самой крепости и в капонире Гаврилова. В этом сооружении воссоздали склад, то место, куда проваливается и где проводит много времени главный герой. Кстати, сам майор Петр Михайлович Гаврилов, в память о котором называют этот капонир, является одним из прототипов главного героя Николая Плужникова. Гаврилов был последним защитником, попавшим в плен в Брестской крепости. Его пленили без патронов, изможденного, ведь он всех своих ребят отпустил и до последнего оборонялся в одиночку.

Второй большой блок снимали в Москве, в кинопарке «Москино». Для этого мы выстроили огромную декорацию — 200 на 200 метров, в которой воссоздали цитадель Брестской крепости. Все события, связанные с войной, в повести «В списках не значился» происходят в треугольнике между костелом, который на тот момент был зданием клуба, Тереспольскими воротами и казармой 33-го полка. Эти здания расположены довольно близко. В них и проходит жизнь героя во время обороны. Их мы построили практически в размере один в один. Получилась впечатляющая декорация из железа высотой под 25 метров. Думаю, одна из самых крупных за всю историю кино. Декорации сохранились, можно приехать и самим посмотреть на них в «Москино».

В фильме мощный актерский состав — играют артисты Театра Олега Табакова, мэтр Владимир Машков, набирающий популярность актер Владислав Миллер… Насколько интересно было наблюдать за их взаимодействием в кадре?

— Наблюдать за Владимиром Львовичем и учиться у него можно бесконечно. Еще на первых этапах обсуждения картины, когда мы встречались с Владимиром Львовичем, он сказал: «У меня в театре актерский спецназ. Ребята готовы и будут делать все, чтобы сыграть свои роли максимально качественно». На съемочной площадке я в этом убедился. У артистов было фантастическое упорство в достижении результата, даже отчаянность, которая порой была необходима. Ведь у нас военное кино, сопряженное с большим количеством трюков. И ребята без дублеров совершали невероятные вещи. А когда тебе не надо прятать артиста за спину каскадера — это вызывает уважение. К тому же роли были хорошо разобраны. Мы много репетировали. Начали почти за месяц до съемок и собирались практически каждый день. Сидели на «Мосфильме» и по сто раз разбирали одни и те же сцены. В целом, мне кажется, мы нашли правильный рецепт того, как погрузиться в эту историю, сделать персонажей такими, чтобы они не смотрелись ряжеными. Нам важно, чтобы зритель смотрел и верил, что такой человек мог быть на самом деле. Порой, когда вы смотрите фильмы и узнаете современных артистов, на которых надели исторические костюмы, это разрушает атмосферу. Возникает ощущение, что перед тобой человек, который пять минут назад отложил мобильный. Мы же, надеюсь, приблизились к той органике персонажей, когда им доверяешь. И важной составляющей этого рецепта является еще то, что в фильме играют ребята, которые пока мало снимаются. За ними нет шлейфа других ролей. Их лица будут новыми для зрителя, поэтому он сможет увидеть в фильме защитников Брестской крепости, а не актеров.

Все знают фразу: «У войны не женское лицо». Как снимать женскую линию в военных фильмах?

— Да, фразу, которую вы озвучили, знают все. Но все знают и Родину-мать. Это сложные метафоры. Конечно, образ женщины на войне присутствует, потому что у всех есть матери, любимые. Женщина придает мужчине силы. Что касается героини Мирры, которую сыграла Алена Морилова, то когда между ней и Плужниковым возникает чувство, оно дает Николаю силы бороться. Он защищает ее. Для него в тех обстоятельствах образ Родины сосредотачивается в женщине. Николай оберегает Мирру, а таким образом защищает и крепость, и страну, и память о погибших товарищах… Мне кажется это важным.

Как подбирали актрису и работали над ролью Мирры?

— Алена Морилова служит в Театре Олега Табакова. Для нее это дебют в кино. Мы много репетировали, ведь роль сложная. Алена играет еврейку ашкенази (субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. — «ВМ»). Героиня родилась в семье, говорящей на идише, а этот язык сейчас практически забыт. Сложно найти людей, которые на нем говорят. И все же нам это удалось сделать. Мы занимались работой над акцентом до съемок, во время них и еще полгода после их завершения — на этапе озвучивания картины. Алена молодец, справилась.

Вообще ей предстояло сыграть сложнейшую партитуру роли. К тому же это был ее дебют на экране, следовательно, надо было справляться с волнением, ведь съемочный процесс был еще незнакомой средой. Но и это не все… Мирра хромая, у Васильева написано «сухая ножка, на деревяшке», то есть это еще и физически было сложно. Поэтому да, Алена молодец.

Кроме репетиций, была еще какая-то подготовка?

— Да. Ребята перед съемками проходили «Курс молодого бойца». Десять дней жили на базе «Военфильма» в лесу в палатке, учились обращаться с оружием, стрелять, спать с ним. Учились есть — готовить на костре, вода только из ручья, никаких благ цивилизации. Испытывали жажду, голод, холод… Перед ними стояла задача за эти дни погрузиться в атмосферу, прочувствовать то, что переживает солдат, лишенный всего. Алена, кстати, была вместе с ребятами и тоже вкусила все тяготы службы.

До того как получить образование по специальности «режиссер игрового кино», вы окончили факультет технической кибернетики. Как первое образование повлияло на мировосприятие?

— Я из семьи ученых. Отучился в физико-математической гимназии, потом в политехническом университете на одном из двух самых сложных факультетов. Мой факультет технической кибернетики и физико-математический — для кого-то факультеты с пугающими названиями. И скажу так — невозможно окончить политехнический университет, будучи балбесом. Учеба привила мне серьезное отношение ко всему, внимательность, даже дотошность. Эти качества до сих пор очень помогают мне, хоть и нервирует мою группу, потому что я требовательно отношусь к работе и точности ее исполнения. Но, мне кажется, в этом нет ничего страшного, ведь это работает на результат.

Ваша молодость пришлась на 90-е. Когда было больше возможностей для будущих режиссеров и актеров — тогда или сейчас?

— Мы все стараемся двигаться к мечте. И мне кажется, тогда делать это было сложнее. Я, например, всегда приглашаю студентов на съемочные площадки. Хочу, чтобы они смотрели, учились. Сегодня путь в кино может быть короче. Но при этом у человека должны быть желание, сила воли и работоспособность — эти требования не изменились. Но хотя сейчас, мне кажется, возможностей больше, а желания у людей как будто бы стало меньше. Может, здесь есть прямая зависимость.

Досье

Сергей Коротаев родился 10 февраля 1980 года в Ленинграде. Окончил факультет технической кибернетики в СПбПУ, позже мастерскую В. Сошникова на кафедре режиссуры кино и телевидения в СПбГАТИ (сейчас РГИСИ). Работал автором программ и режиссером на телеканалах. Сейчас в его фильмографии около 20 проектов, включая «В списках не значился», «Горький 53», «Через прицел», «Мосгаз. Катран», «Мосгаз. Формула мести» и другие.

Источник: rambler.ru

Next Post

Шоу Гладиаторы на НТВ: премьера новой программы, о чём проект, участники, спортивное шоу

На арену выйдут сильнейшие. © Чемпионат.com 11 мая состоится премьера шоу «Гладиаторы» на НТВ. Новый проект бросает вызов человеческим возможностям. Здесь обычные люди смогут попробовать свои силы против профессиональных атлетов. Каким образом участников испытают на прочность, что за задания предстоят конкурсантам и какие ещё сюрпризы приготовили шоураннеры? Хардкорный формат и необычные […]